РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ГАДАНИЯ / Январь

            

Вернутся назад     Вернуться на главную

Январь

 РУССКИЕ КРАСАВИЦЫ НА НАРОДНЫХ ГУЛЯНЬЯХ

Январь — первый зимний месяц — назывался на Руси «просинцем», потому что впервые после низкого хмурого небосвода декабря появлялись «проталины» — островки си­него неба. Но славился январь и метелями, морозами. Имен­но поэтому русские именовали его «сеченем», чехи и слова­ки— «леднем», сербы— «зимцем» и «прозимцем». Кроме того, на Руси январь называли Василь-месяцем в честь свято­го Василия Великого, день которого приходился на 1 ян­варя — перелом зимы. В русских пословицах январь славит­ся как «году начало, зиме середина». Говорили, что в январе день прибавляется уже на два часа (после дня зимнего солн­цестояния, 24 декабря, начинается поворот к лету).

Когда-то на Руси год начинался с марта, поэтому январь был одиннадцатым по счету месяцем; позже Новый год отмечался в сентябре, в Семен-день,— и январь стал пятым месяцем года; а после введения Петром I нового летосчисле­ния в 1700 году сделался первым из двенадцати месяцев.

20 февраля 1918 года в России было введено новое летосчисление. Напомним вам, что для того чтобы перевести дату со старого стиля на новый, нужно прибавить к дате старого стиля 11 дней для XVIII в., 12 дней для XIX в. и 13 дней для XX в. Поэтому в ночь с 13 на 14 января отмечают старый Новый год.

А в ночь с 31 декабря на 1 января, по традиции, встре­чают Новый год. Не случайно в этот день поздравляют друг друга «С Новым годом, с новым счастьем». В полночь, когда часы бьют 12 раз, все загадывают самые заветные желания, которые должны обязательно сбыться в наступа­ющем году. Существует и более сложный обряд. Перед тем как часы начнут бить 12 раз, готовят бумагу и карандаш. С наступлением Нового года нужно успеть написать на бумаге желание, сжечь бумагу, размешать ее в бокале с ша­мпанским и выпить его, пока часы еще бьют. Тогда желание непременно исполнится.

ПОРТРЕТ РУССКОЙ КРАСАВИЦЫ В НАРОДНОМ КОСТЮМЕ И В КОРАЛЛОВЫХ БУСАХ

С празднованием Нового года были связаны и другие приметы. Под Новый год в сильный мороз замораживали в ложке воду. Если лед оказывался в пузырях — к хорошему здоровью и долголетию. Если в центре была ямка— это предвещало болезнь или даже смерть, причем не обязатель­но самого загадывавшего, но, возможно, и кого-нибудь из близких.

Существовала и своеобразная вариация карточного га­дания: в ночь под Новый год девушки клали под подушку четырех карточных королей из колоды. Какой приснится или будет вытащен поутру первым — таков будет и жених.

В некоторых домах соблюдался не менее интересный обычай: в ночь под Новый год девушка клала под подушку первый кусок от праздничного ужина и перед сном пригла­шала суженого прийти отведать ее блюдо. Тогда он являлся к ней во сне — приходил на угощение.

Иногда под Новый год, укладываясь спать, «мостили мост» из прутьев, щепок и лучинок и накрывали его подуш­кой. Утром вспоминали приснившийся сон и гадали о судьбе в наступившем году. Счастливый сон, предвещавший скорое замужество, детей и достаток в доме, описывался в послови­це: «На печище котище, по полу гусыня, по лавочкам лебед­ки, по окошечкам голубки, за столом ясный сокол». Сон с котом и кошкой считался особенно счастливым. Вспомните описание гадания у Пушкина в романе «Евгений Онегин»: «Милей кошурка сердцу дев». В комментариях Пушкин от­мечал, что имел в виду народную песню, певшуюся во время гадания: «Зовет кот кошурку на печурку спать»,— которая предвещала скорое замужество

С Нового года (1 января) по старый Новый год (13 января) отмечали погоду на каждый день. Считалось, что такая же погода будет и в соответствующий месяц наступив­шего года. Некоторые особенно доверяющие приметам лю­ди советовали запоминать не только погоду, но и настрое­ние, происшествия в каждый из первых двенадцати дней года, уверяя, что таким же выдастся и соответствующий месяц года.

Спустя три дня после новогодней ночи наступало 4 ян­варя — день памяти святой Анастасии-узорорешителъницы, считавшейся покровительницей рожениц. Издавна считалось, что жизнь беременной и будущего ребенка подвергается множеству опасностей. На этот случай в народе существова­ли особые обычаи, которые свято соблюдались. Некоторые из них необходимо помнить и сейчас— они не утратили своей силы.

 

Народные приметы для будущих матерей

По народному поверью, беременной нельзя было стричь волосы и зарисовывать свой облик (или фотографироваться). Считалось, что иначе будущий ребенок может родиться мертвым. Чтобы не повредить будущему ребенку, беременная не должна была подвергать себя эмоциональным встряскам. С этим связано множество примет: беременной нельзя в ис­пуге хвататься за лицо, иначе на личике новорожденного может остаться родимое пятно или отметина. Беременная не должна сидеть на пороге или влезать в дом через окно. Прежде всего эти приметы охраняют женщину от неловких движений, которые могут привести к выкидышу, и от сквоз­няков. Но эти запреты связаны также и с символикой двери и окна. Считалось, что это — входы в иной мир, грань между домашним, безопасным, и внешним, враждебным миром. Кро­ме того, внешний мир мог ассоциироваться с потусторонним: не случайно иногда покойника из дома выносили через окно, чтобы он не запомнил обратной дороги, а некрещеных младен­цев хоронили под порогом, чтобы каждый входящий, пересту­пая, крестил их.

Беременной запрещалось переступать через полено, веревку и острые предметы (вилы, топор), а также через веник (счита­лось, что живущий под ним домовой может обидеться). Безус­ловно, это забота о безопасности будущей матери: в любом современном пособии для будущих матерей можно найти указа­ние на то, что беременной нужно ходить осторожно, не делать резких движений и не шагать слишком широко.

Опытные женщины замечали и то, как ходит беремен­ная: если она шире шагает левой ногой — родится мальчик, если правой — девочка. Пол будущего ребенка определяли и по форме живота («острый» живот — родится мальчик), и по тому, как протекает беременность: если женщина тяжело переносит первые три месяца беременности —родится девоч­ка, легко — мальчик.

Во время беременности женщине нельзя было есть украд­кой: по примете, будущий ребенок может родиться пугливым или вором. Это также связано с тем, что любая эмоциональ­ная встряска (испуг) может сказаться на здоровье будущего малыша, который до родов составляет с матерью единый организм.

Один из самых строгих запретов, описанный даже в худо­жественной литературе (роды маленькой княгини в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»), гласит: о дне и часе родов нельзя говорить никому. Во время родов близкие роженицы должны заниматься какой-нибудь работой и ни в коем случае не обсуждать происходящее. Даже ближайшим родствен­никам сообщали о родах только тогда, когда роженица уже благополучно разрешится от бремени. В основном это связа­но с боязнью сглаза и с осознанием великого таинства появле­ния человека на свет.

Не случайно покровительницей рожениц считается свя­тая Анастасия-узорорешительница. Символика узла имела большое значение: по народной примете, беременная не долж­на была сматывать веревки и нитки, а в одежде рожающей женщины не должно быть узлов. Заплетеную косу во время родов обязательно расплетали. Тем самым ребенку как бы помогали появиться на свет, «развязать узел», связывающий его с матерью.

После Анастасии-узорорешительницы в народе праздно­вали день святого Феодула. Ветер в этот день сулил хороший урожай в наступившем новом году.

В рождественский сочельник (6 января) — канун велико­го праздника Рождества— весь день постятся («до первой звезды») и готовят праздничную одежду. Считалось, что нельзя встречать Рождество в черном («приходить на пир в печальной одежде»),

В канун Рождества на Руси соблюдали обычай коля­дования. Парни и девушки собирались и ходили по домам, распевая песни-коляды и выпрашивая у хозяев угощение и деньги. Существовал даже специальный обряд, который соблюдался на «святой вечер» — сочельник. До появления первой звезды накрывают стол и начинается ужин— «ве­черя». Обычно в этот день принято собираться всей семьей в родительском доме и вместе встречать праздник Рождес­тва.

Со «святого вечера» до 14 января хозяйки не выметают сор из избы, чтобы потом весь мусор, собранный в кучу, сжечь во дворе.

В ночь на Рождество, по народному поверью, творятся всякие чудеса. Считается, что в эту ночь «отверзаются» небеса, все земные воды, источники, родники и колодцы наделяются волшебной целительной силой, а если в эту ночь кто-то загадает желание, оно должно обязательно сбыться.

Существует обычай выходить в рождественскую полночь в поле и смотреть в небо: взорам людей, живущих праведной жизнью, открываются небесные высоты немыслимой кра­соты.

 ЛИХАЯ ТРОЙКА. КОНИ, КАВАЛЕР И ДЕВИЦА

В рождественский сочельник во многих домах зажигают очаги, камины, а в огонь кладут деревянную колоду, пред­варительно обмазанную медом и посыпанную хлебными зернами. Огонь в очаге стараются поддерживать все Святки вплоть до старого Нового года. Вся семья собирается за столом, а если приглашают гостей, то загадывают об удачах и бедах на весь год, встречая первого гостя. Именно с ним связывают после все события, случающиеся в новом году. Поэтому на Рождество всегда старались приглашать только самых близких людей, которые могут принести счастье. К рождественскому столу пекут пирог с вложенной в него монеткой (или изюминкой, горошиной перца, орешком и т. д.). Хозяин дома делит пирог, и счастливым будет тот, кому достанется кусок с сюрпризом.

Святки на Руси всегда считались одним из самых весе­лых праздников. Всю неделю Святок люди старались про­жить как-то особенно, отмечая каждый день своеобразными приметами и гаданиями. Особенно внимательно относились к снам, видениям и знамениям, которые приобретали на Святки особое значение. Считалось, что в сочельник, с 6 на  7   января, обычно снятся вещие сны, особенно при растущей луне, поэтому, для того чтобы запомнить сон, в изголовье кровати ставили свечу и клали сонник, чтобы утром немед­ленно заглянуть в него и разгадать приснившийся сон.

И все же главным обрядом, выполнявшимся на Святки, были знаменитые святочные гадания. Некоторые из них мы уже описали в первой части, ниже приведем еще несколько вариантов гаданий.

В Болгарии существовал обычай святочных гаданий с колодцем. В полночь девушки собирались и в полном молчании зачерпывали из колодца ведро «немой» воды, обладавшей магической силой. Каждая девушка бросала в ведро горсть хлебных зерен, колечко или букетик со своей отметкой, а также другие предметы. Их вынимала маленькая девочка (незаинтересованная сторона) под пение обрядовых песен, содержание которых соотносилось с вытащенным предметом. Эти предметы после клали под подушку, чтобы увидеть во сне суженого.

Многие девушки на Святки выполняли нехитрый обряд привлечения жениха. Для этого нужно было взять печную заслонку, насыпать на нее хлебных зерен и накормить пе­туха. В этом обряде главное— привлечь петуха, символи­зировавшего мужское начало и, кроме того, олицетворяв­шего наступление солнечного дня (недаром считалось, что петух своим криком отпугивает нечистую силу). Зерна, ко­торыми кормили петуха, являлись символом плодородия и достатка в доме.

Существовал также обычай святочного гадания с пе­тухом. Для этого на полу рассыпались предварительно под­считанные зерна, ровно в полночь приносили петуха (же­лательно черного) и отпускали его в комнату. По поведению петуха предсказывали будущее. Если он склевал все зерно, год будет очень удачным, а девушка, рассыпавшая зерно, выйдет замуж. Если петух склевал только несколько зерен, количество подсчитывали и выясняли, в какой день по счету произойдет загаданное событие. Если петух вообще отка­зывался клевать зерна, это предвещало неудачу. Вокруг пе­туха расставляли и другие предметы. Если петух во время гадания посмотрится в зеркало, жених будет красавцем и ще­голем.

В ночь с 13 на 14 января отмечают старый Новый год. Эта традиция возникла после 1918 года, когда в России было введено новое летосчисление. Когда-то этот день приходился на 1 января и назывался Васильевым днем, а канун его — 31 декабря (ставший 13 января) — Васильевым вечером. По ста­ринной традиции, в новогоднюю ночь отмечался «богатый» Васильев вечер. В этот день принято было щедро накрывать стол. Особенно ценились блюда из свинины, потому что святой Василий Великий считался покровителем свиноводов. «Свинку да боровка для Васильева вечерка», «не чиста живо­тина свинья, да нет у Бога ничего нечистого — Василий зимний освятит!»,— говорится в пословицах об этом дне. Вспомните об этих народных приметах, когда будете накры­вать праздничный стол.

Есть и народные приметы, связанные с этой ночью. Если небо ясное и звездное — будет богатый урожай ягод. 14 января садоводам рекомендуется встряхнуть плодовые деревья, потому что святой Василий Великий, по народному поверью, еще и охраняет сады от червей и вредителей. Ут­ром 14 января нужно пройти по саду по словами древнего заговора: «Как отряхиваю я (имярек) бел-пушист снег, так отряхнет червя-гада всякого по весне святой Василий!» Свя­той Василий Великий празднуется на восьмой день Святок, в самый разгар святочных гаданий. «Загадает девица красная  под Василья— все сбудется, а что сбудется— не минует­ся!» — говорили в народе.

 

По народному поверью, на Василь-вечер ведьмы крадут месяц с небес, но все равно не могут остановить постепенно нарастающего дня, укорачивающего долгую зимнюю ночь. В этот день рано утром принято было варить Васильеву кашу и следить за тем, как она готовится. Если каша полезет из кастрюли — беда будет всему дому. Нехорошей приметой считалось, если треснет горшок или кастрюля, в которой готовится каша. Если каша удалась — съедают ее дочиста, если же сбылась какая-нибудь их плохих примет — выбрасы­вают вместе с горшком (желательно в прорубь, если таковая окажется поблизости). На Васильев день дети, молодые парни и девушки хо­дили по домам, выпрашивая пироги со свининой, а также все остальное, чем угостят радушные хозяева. Все выпро­шенное собиралось в лукошко и съедалось после удачного похода.

За Васильевым днем празднуется Селиверстов день (в память святого Сильвестра, папы римского). В эти особенно морозные дни холод выгоняет из-под земли двенадцать се- стер-лихоманок. Это — обычные зимние простуды, каждой из которых дано свое имя: лихорадка, лихоманка, трясуха, огневица, кумоха, китюха, желтуха, бледнуха, ломовая, ма- яльница, знобуха, трепуха. По народному поверью, они хо­дят от дома к дому (совсем как эпидемии гриппа, случающие­ся каждую зиму) и «ищут виноватого», то есть слабого. Заберется болезнь в дом, найдет «виноватого» и будет изде­ваться над ним: жечь огнем и трясти в лихорадке. Считается, что болезнь стоит за дверью — тощая, слепая — и ждет, кто выйдет «повиноватее». Поэтому принято смывать лихома­нок с дверных притолок. И действительно, влажная уборка после череды новогодних праздников так необходима ва­шему дому!

16     января на Руси отмечались «Гордеи». В этот день вспоминали поговорки о гордости, издавна считавшейся по­роком. «Гордым быть— глупым слыть», «Сатана гордил­ся — с неба свалился! А мы гордимся — куда годимся?» — говорили в народе. Кроме того, в этот день (3 января по старому стилю) вспоминали пророка Малахию. Считалось, что в Малахов день можно отчитать «каженника». Каженником называли припадочного, «порченого» человека с «дур­ной» кровью. По поверью, следует молиться за таких людей Малахию и звать знахаря, который заговорами может ис­целить больного.

Феклистов день (памяти преподобного Феоктиста) — 17     января— славится наиболее причудливыми святочными гаданиями. «Святой Феклист гадать речист»,— гласит пого­ворка. По народному поверью, в этот день нужно было зашить в ладанку чертополох и носить на шее, у креста — для ограждения от порчи и помощи странникам в пути.

За Феклистовым днем следует крещенский сочельник, то есть канун Дня Крещения Господня. Крещение— 19 янва­ря — называется по-другому Водокрещи-Богоявление. Этим днем заканчиваются Святки, и люди могут отдохнуть от праздников вплоть до Масленичной недели, которая насту­пит только в марте.

По народным поверьям, канун Крещения (вечер 18 ян­варя), знаменитый «крещенский вечерок»,— время разгула нечистой силы. Она норовит проникнуть в дом оборотнем — в любом обличье. Чтобы оградить жилище от проникнове­ния в дом нечистой силы, ставят мелом на всех дверях и оконных рамах знаки креста, который считается надежной защитой от всего бесовского. Не поставь в крещенский со­чельник креста на дверях — быть беде, считали в старину.

Если не защитить вовремя свой дом и «впустить» не­чистую силу, избавиться от ее проказ можно следующим образом. В полу дома находят сучок, который не обяза­тельно должен выступать над полом, а может быть просто обозначен в паркетной доске. Безымянным пальцем правой руки обводят сучок треугольником, затем наступают на него левой ногой и произносят: «Христос воскрес, а не ты, бес. Аминь».

Особенно опасен в крещенскую ночь оборотень Огнен­ный змей, являющийся девушкам в виде прекрасного юноши. Говорят, что если Огненный змей полюбит девушку, эта любовь неисцелима вовек. «Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь»,— предупреждают старушки молодых девушек о появлении красавца. «Умеет оморочить он, злодей, душу, умеет говорить речи, заиграет он, безжалостный, девичьим сердцем, затомит девицу в горячих объятиях. От его по­целуев горит девушка румяной зарей. Без него девушка сидит в тоске, без него она сушит себя». Уберечься от посещения оборотня-красавца можно, начертив на дверях крест или насыпав на печную загнетку собранного в кре­щенский вечер снегу. Но за неимением печных загнеток в современных квар­тирах, советуем вам поутру в день Крещения умыться снего­вой водой: по примете, от этого «без белил белыми бывают, без румян румяными». Можно не ограничиваться умывани­ем, а попробовать искупаться в проруби. Издавна на Руси был обычай купаться в проруби на Крещение, несмотря на то что крещенские морозы считались самыми жестокими. Те, кто гадал в ночь под Новый год, на Святки и на Крещение, купались или обливались водой обязательно: тем самым они смывали грех, потому что гадания всегда считались сгово­ром с нечистой силой.

 

С праздником Крещения связано на Руси много поверий о судьбе человека. Если кто-нибудь крещен в этот день — быть ему счастливейшим человеком на всю жизнь. Добрым предзнаменованием считается также, если в этот день сгово­рятся о будущей свадьбе. «Крещенское рукобитье — к счаст­ливой семье»,— говорили в народе.

Сватовство

Обряд сватовства — сговора, рукобитья — происходил по особым законам. Прежде всего, в старину сватовство обязательно устраивала сваха. Только заручившись ее помо­щью, жених отправлялся в дом к будущей невесте. Сваха была, пожалуй, главным действующим лицом на сговоре, по­этому, устраивая судьбу молодых, она должна была соблю­дать множество условностей. Так, например, сваха не долж­на была садиться во все время свадебного сговора (иначе у молодых дети будут долго «сидеть» — поздно встанут на ноги). Кроме того, сваха отказывалась есть и пить, оберегая будущих детей в новой семье от обжорства и пьян­ства. Войдя в сени, сваха тайком похищала веник и прятала его в оборках широкой юбки во все время сговора: тогда, по поверью, сватовство должно было быть удачным. С той же целью перед началом сговора сваха грела руки у печи. Считалось, что в печи обитают духи умерших родствен­ников, поэтому, грея руки, сваха оказывала им уважение и просила совета. Как только сваха входила в дом, двери немедленно запирали на крючок, чтобы случайный гость, за­шедший в дом, не сглазил будущих жениха и невесту. С той же целью до окончания сговора запрещалось открывать дверь кому бы то ни было.

Свадебный сговор не устраивали в среду и в пятницу, памятуя о том, что среда и пятница считались постными днями (пост в эти дни связан с тем, что в среду Иуда предал Христа, а в пятницу Христос был распят).

Те девушки, которые еще не дождались своего жениха, выходили вечером на Крещение и окликали суженых. Если девушке попадется навстречу молодой парень— хорошая примета, если старик — недоброе предзнаменование. Сущес­твовал обычай, который с удовольствием выполняли и пар­ни и девушки: спрашивать имя у прохожих— у женщин мужское, у мужчин женское. По народной примете, так будут звать будущего жениха и, соответственно, невесту.

В ясный лунный крещенский вечер девушки ходили к дверям запертой церкви и слушали тишину: некоторым из них чудился либо венчальный хор, либо заупокойная служ­ба— то, что ожидало их в новом году. Ту же символику имел и звук колокольчика (предвещавший замужество), и глухой стук (суливший скорую смерть).

Существовал обычай, описанный и у В. А. Жуковско­го,— бросание башмачка. Девушки выходили за околицу и бросали перед собой башмачок с левой ноги. Смотрели, в какую сторону указывает носок башмака — оттуда и при­едет жених и в ту сторону девушке уезжать из родного дома. Если носок башмака указывал назад, к деревне, это означа­ло, что девушка в этом году замуж не выйдет.

20  и 21 января — «отдание Святок» — дни святого Иоан­на Крестителя и Василисы и Емельяна (память Емельяна преподобного и Василисы-мученицы). Кто успел подхватить простуду, может вылечиться в этот день травой-«лихоманни- ком» (ее называют также «Петров крест», «сердечная» или «Василиса»). Святочные гуляния заканчиваются, а по посло­вице — «Кто празднику рад, тот до свету пьян», после чего наутро наступает всеобщее радостное утро похмелья. Тем более что на Емельяна— Василису принято было угощать кума с кумой, что сулило благополучие крестникам.

Если на Павла Обнорского (23 января) ляжет иней — лето будет сырым и влажным.

Вслед за этим днем празднуются Феодосии: дни препо­добного Феодосия Великого и Феодосия Антиохийского. «Федосеево тепло — на раннюю весну пошло», говорят об этих днях.

25     января— Татьянин день, именины всех Татьян (и праздник студентов, так как именно в этот день был основан первый в России Московский университет). По приметам, если на Татьяну проглянет солнышко — к раннему прилету птиц.

 

Трое суток спустя, 28 января, празднуется день святого Павла Фивейского, а на следующий день — память мученицы Леониллы— Ненилин день и церковный праздник поклоне­ния веригам апостола Петра, считающегося покровителем домашнего скота.

В день преподобного Антония Великого, 30 января, празднуются «Антоны перезимние», а 31 января — день свя­тых Афанасия и Кирилла, который в народе назывался «Афа­насий-ломонос». «Идет Афанасий-ломонос, береги, мужик, свой нос!» — говорится в пословице, потому что именно с этими днями в народе связано ожидание особенно лютых афанасьевских морозов.

Но гораздо страшнее афанасьевские морозы для ведьм: на Афанасия-ломоноса знахари ведьм гоняют. По преданию, на афанасьевские морозы «ведьмы летают на шабаш и там теряют память от излишнего веселья». Знахарь же заговари­вает печные трубы в каждом доме, потому что, по поверью, ведьмы попадают в дом именно через дымоход. Считается, что ведьма, желая причинить кому-нибудь вред, влетает в жилище через трубу, но если труба заговорена, весь дом свободен от посещения нечистой силы.

Всем, имеющим камины, напоминаем об этой древней примете. Не случайно профессия трубочиста считалась во все времена необычной, рискованной, а встреча с трубочистом сулила счастье.

ИМЕНИНЫ  В ЯНВАРЕ

21  — Григорий

22  — Петр

23 — Павел

24  — Михаил

25  — Татьяна

27 — Нина

29 — Максим

31 — Кирилл


Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 



Дорогие друзья - книголюбы . приветствуем вас на страницах нашей электронной библиотеки. жизнь не стоит на месте, но нам, любителям книг, так не хватеат старых, добрых дитературных героев, их таинственных приключений, отважных подвигов, страстных порывов .... для всех вас- думающих и увлекающихся, мы и создавали наш сайт. позвольте вас пригласить в мир восхитительного чтения- именно вас, наш дорогой и верный любитель и почитатель умной и нестареющей книги.... По вопросам размещения рекламы, предложениям и другим вопросам обращайтесь в круглосуточную техподдержку. Наш e-mail: kolya58@gmail.com;