РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ГАДАНИЯ / апрель

            

Вернутся назад     Вернуться на главную

Апрель-RUSSIAN FOLK Divination

ИЗУМИТЕЛЬНАЯ КРАСАВИЦА С БУКЕТОМ ИЗ ИРИСОВ, ТЮЛЬПАНОВ И МИМОЗЫ

Второй весенний месяц называется апрелем не случайно: по народному поверью, в апреле земля преет. «Март пивом, а апрель водою славится»,— говорят в народе. В апреле снег тает уже неостановимо, как неостановим приход настоящей весны, с теплом, свежей зеленью. «Начало апреля в снегу, конец — в зелени»,— говорят об этом месяце.

Раньше на Руси этот месяц назывался «пролетником», так как предвещал скорый приход лета; у поляков он носил название «кветень»; чехи и словаки именовали апрель «дубень». В Древней Руси он был вторым месяцем; позже, до 1700 года, он считался восьмым, а после реформы Пет­ра I стал четвертым по счету.

Приход настоящей весны связан прежде всего с радост­ным праздником Благовещения.

День Благовещения, отмечаемый 7 апреля, сопровождал­ся многочисленными суевериями, многие из которых возник­ли еще в языческие времена и позже были перенесены на христианский праздник. Считается, например, - что если в Благовещение от утра до полуночи назвать мужа сорок раз «милый», весь год муж будет любить и холить.

—Не случайно этот праздник называют днем семейной любви. В Благовещение не занимали в долг, чтобы не поста­вить хозяев в неловкое положение. Считалось, что тот, кто в Благовещение отдавал из дома, тратил на чужих семейный покой и мир.

Некоторые черты древних языческих богинь— Живы, Лады, Фреи, Девы-Зори, Гольды — слились с христианскими понятиями о Богоматери. Поэтому Дева Мария в народном сознании — как древняя Дева-Зоря — выводит на небо ясно солнышко, изгоняя с земли ночную тьму.

Благовещение — последний праздник, завершающий зи­му и начинающий весну. К нему готовились, соблюдая особенные обычаи. Прежде всего, отмечали «двенадцать ве­ликих пятниц», упоминаемых и в языческом почитании боги­ни Фреи. Эти «пятницы» стоят перед самыми большими праздниками, особо чтимыми в народе. «Первая великая пятница» приходится на первую неделю Великого поста. В эту пятницу «убил брат брата камением», поэтому тот, кто будет поститься, «охранит себя от напрасного убийства». Во «вторую великую пятницу воплотился сам Иисус Христос Святым духом в Мать Пресвятую Богородицу; кто проведет эту пятницу в посте и молитве, от внутренней скорби со­хранен будет». Кроме того, «вторая великая пятница» ох­раняет от бедности, от плотской похоти и дьявольского искушения. Особенно чтится «Благовещенская Пятница» у раскольников. Она является в их воображении совершенно особым, одушевленным и обладающим чудотворной силой существом (святою Пятницею). На пятницу не положено работать, потому что «кто не чтит благовещенскую пятницу, у того всякое дело будет пятиться». В Благовещение принято не только не работать, но и с огнем не засиживаться: «Кто не чтит Благовещения, с огнем за работой сидит,— у того в это лето убьет молнией близкого человека». Благовещенскую просфиру хранили иногда целый год: считалось, что ею можно лечить болезни.

В Благовещение не советовали слишком усердно рас­чесывать волосы: верили, что от этого будет лезть волос. «Птица в этот день гнезда не вьет, девица косу не пле­тет».

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СКАЗКЕ О ЦАРЕ СОЛТАНЕ. БЕЛКА ПЕСЕНКИ ПОЕТ, ДА ОРЕШКИ ВСЕ ГРЫЗЕТ

Красные круги вокруг солнца в этот день предвещают богатый урожай. Какая погода будет на Благовещение, та­кой же ждать и на Светлое Христово Воскресение.

Издавна есть на Руси обычай на Благовещение выпус­кать птиц из клеток. Дети выпускали птиц под особые песен­ки, например:

Синички-сестрички, Тетки-чечетки,

Краснозобые снегирюшки, Щеглята-молодцы,

Воры-воробьи! Вы по воле полетайте,

Вы на вольной поживите, К нам весну скорей ведите!

Страстная, Пасхальная и Радоницкая неделя

Предваряемая Вербным воскресеньем Страстная неде­ля — последняя неделя Великого поста — была отмечена соблюдением особых обрядов. С понедельника на Страст­ной— или, как говорили в народе, Страшной,— неделе все начинали приводить в порядок себя и свой дом, готовясь ко встрече Пасхи. В Страстную Среду и Великий Четверг при­нято было омывать водой, натаянной из снега, всю домаш­нюю живность — от коровы до курицы — и пережигать соль в печи, которая, по народным поверьям, приобретала от этого целебные свойства. В некоторых деревнях в полночь Великого Четверга женщинам тоже предписывалось ока­тить себя водой для ограждения от болезней. Считалось, что в эту полночь даже «ворон купает детей своих». Сущест­вовал даже обычай в полночь Страстного Четверга девушкам заходить по пояс в реку (если лед уже сошел) и, встав в тесный кружок, призывать весну. Если лед еще не тронулся, девушки умывались из проруби и катались «на восточную и западную стороны» по земле.

Если до зари умываться на Великий (Чистый) Четверг, нужно приговаривать при этом: «Смываю то, что на меня напустили, то, чем душа и тело мается, все Чистым Чет­вергом снимается». А чтобы молодые люди обращали вни­мание, девушки, умываясь, приговаривали: «Как светел и кра­сен Чистый Четверг, так и раба (имярек) для всех буду прекрасной. Аминь».

В среду на Страстной неделе вспоминали особый обряд против всякой телесной немочи. Нужно было зачерпнуть кружкой воду из колодца или из бочки на улице или набрать воду в реке. Трижды перекрестясь, накрывали кружку чистым или новым полотенцем, а в 2 часа ночи, снова трижды пере­крестясь, обливались этой водой, оставив немного в кружке. После на мокрое тело, не вытираясь, надевали одежду, а ту воду, которая оставалась в кружке, выливали до 3 часов на куст или цветы. Говорят, что таким образом омытое тело как заново нарождается.

В Великий Четверг советовали постригать в первый раз волосы годовалому ребенку (до года стричь считалось гре­хом), а девушкам — кончики кос, чтобы росли длиннее и гуще. У всего домашнего скота тоже советовали выстригать клок шерсти для здоровья и благополучия,|

  С Великого Четверга запрещено было подметать пол в доме вплоть до самой Пасхи. С ним были связаны и погодные приметы: если шел дождь, весна будет поздней и мокрой.

Существовал также обычай выжигать свечой кресты на дверях и потолках, чтобы уберечь дом от нашествия нечистой силы.

Страстная Пятница— день самого строгого поста — особенно почитался в народе. Он предварял Великую Субботу, когда принято было заклинать утренники (утренние моро­зы). Всю Страстную неделю, по языческой традиции, на высоких пригорках жгли костры в честь бога огня Перуна. Другой языческой традицией было ограждение полей от злого духа. Парни и девушки с зажженными лучинами в руках, а некоторые — с метлами, кнутами, начинали с дикими кри­ками верхом на лошадях скакать по деревне из одного конца в другой: считалось, что это должно отпугнуть злых духов.

Итак, наступал последний, седьмой день Страстной не­дели — Светлое Христово Воскресение. По обычаю, в этот день с утра зажигали перед церквами и по холмам костры, что также связано с языческой традицией празднования побе­ды света над тьмой и весеннего тепла — над зимней стужей. В деревнях на Святую ночь перед Пасхальным воскресеньем жгут смоляные бочки, а уголья от них собирают и после кладут эти уголья под крышу: считается, что это огражда­ет дом от удара молнии.

НЕЖНАЯ СЛОВЯНСКАЯ КРАСОТА. РОСКОШНАЯ КРАСАВИЦА В БОГАТОМ РУССКОМ НАРОДНОМ КОСТЮМЕ

Как только в Пасхальное воскресенье начинали звонить колокола, люди крестились и трижды приговаривали: «Христос воскрес, а моей семье здоровья, моему дому богатства, моему полю урожай. Аминь».

После пения в церквах: «Христос воскресе»,— принято было стрелять в воздух холостыми зарядами из ружей, что также символизировало победу над тьмой и смертью. Если в Пасхальную ночь зачерпнуть воды из родника или реки, то, по народному поверью, она будет обладать особенной силой.

Если в доме кто-то находится при смерти, то в церкви в Пасхальное воскресенье нужно было постараться взять пасхальное яйцо из рук батюшки. Уходя из церкви, надо подойти к иконе Богородицы и позвать ее с собой: «Матушка Богородица, идем со мной ко мне домой. С нами ночевать, раба (имя больного) врачевать». Дома нужно было хотя бы часть принесенного яйца скормить больному. Тогда, по народ­ному поверью, он в этот год не умрет.

Есть и другое, не менее интересное поверье:  если на утренней службе в Пасхальное воскресенье встать в углу церкви, держа в левой руке серебряную монету, и на первое приветствие священника «Христос воскресе» вместо «Вои­стину воскресе» произнести: «Антмоз маго»,— монета полу­чит чудодейственную силу и не только возвратится к хозя­ину, но и принесет ему много денег.

Считается также, что на Светлое Христово Воскресе­ние солнце, встающее поутру, начинает «играть»: сиять и переливаться особенно ярко. Поутру в солнечный день (счи­талось, что на Пасху всегда хорошая погода) люди собира­лись на открытом месте специально, чтобы посмотреть на «солнечные заигрыши».

Даже смерть на Светлое Христово Воскресение счита­лась благословенной. Умершего на Пасху хоронили по старин­ному обычаю с крашеным яйцом в руке. Считалось, что умершие на Пасху или на Святой (послепасхальной) неделе попадали в рай вне зависимости от того, насколько праведной была их земная жизнь.

После Светлого Христова Воскресения начиналась Свя­тая неделя, каждый день которой также отмечался особо. Так, например, уже со среды во многих местах начинали водить весенние хороводы, но в пасхальную субботу наступал разгар веселья: суббота на Святой неделе называлась «хоро­водницей». В некоторых областях в этот день, по обычаю, нужно было изгонять, или «провожать», русалок. В воскресе­нье на Святой неделе прощались с Пасхой. По древнему обычаю, люди собирали все, что осталось от праздничного угощения (обычно оставались только кости), и несли на поле, где и зарывали. По народному поверью, это должно было охранять урожай от града.

Один из немногих старинных обычаев, строго соблюда­ющихся и по сей день,— крашение яиц. Без крашеных — «крйсных» яиц никто не встречает этот светлый весенний праздник. Считается, что первое яйцо, полученное в Пасхаль­ное воскресенье, не должно портиться, если оба похристосо­вавшиеся приветствовали друг друга от чистого сердца. Мно­гие хранят это первое крашеное яичко в течение целого года — до следующей Пасхи.

После Святой послепасхальной недели, заканчивавшейся Фоминым воскресеньем, начиналась Радоницкая, или Фомина, неделя. Этой недели, а особенно Фомина воскресенья, называв­шегося Красной Горкой, с особенным нетерпением ждали молодые девушки. Эти дни всегда считались свадебными, сговоры и сватовство старались приурочить к последней неде­ле апреля, чтобы успеть до наступления мая, когда играть свадьбы считалось плохой приметой.

В первый день Фоминой недели— понедельник, называвшийся Радуницей, на пригорках везде горели костры, зажжен­ные еще накануне: все отмечали день поминовения умерших. На этих пригорках устраивали угощения в честь усопших родителей. Считалось, что в ночь на Радуницу можно уви­деть сон от родителей или умерших членов семьи, пророчес­кий сон. Чтобы вызвать его, приходили на кладбище и, кланя­ясь, говорили: «Радуница, Фомина неделя, день всех усопших. Призываю в помощники. Прошу дать мне сон вещий. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Во вторник — Навий день (день покойников) — принято было ходить на кладбище и отстаивать панихиды. В Бе­лоруссии существует обычай обедать на Радуницу на могилах и приглашать покойников к трапезе. Но при этом строго соблюдался обычай, чтобы угощения были «нечетные и су­хие». В течение всей Фоминой недели хозяйки на ночь ос­тавляют на столе еду— для умерших родителей. На Ук­раине эти дни называются «могилками», «гробками» и «про­водами».

А уже в среду принято было заключать браки, сговорен­ные на Красную Горку, и свадьбы праздновались до конца Фоминой недели. Те молодые люди и девушки, которые еще не нашли себе пару, собирались на смотрины. В эти дни принято было устраивать прогулки— смотрины женихов и невест. В некоторых местах даже существовал обычай, позволяю­щий парням обливать водой понравившихся им девушек. Если парень обливал девушку водой, он, по обычаю, должен был за нее свататься. Пренебрегший этим обычаем считался похи­тителем девичьей чести.

Пасхальные, радуницкие праздники совпадали и с дня­ми, традиционно отмечавшимися в церковном календаре.

На 14 апреля приходился день святой Марии Египетской, который назывался в народе «Марья-зажги-снега». Когда-то этим днем начинался апрель (по старому стилю Марья Еги­петская приходилась на 1 апреля). И с тех пор сохранился обычай на «Марью» подшучивать друг над другом, разыг­рывать и устраивать всяческие проказы. «Первого апреля не солгать— когда же время после этого выберешь!» — говорили в народе об этом дне. Традиция шуток и розыг­рышей сохранилась и по сей день. Кроме того, существовала и такая примета: если с «Марьи» на Поликарпов день ра­зольется полая вода, надо ждать больших трав и раннего покоса по весне.

 СКАЗОЧНЫЙ ПОЛЕТ НА ЛЕБЕДЯХ. ГУСИ - ЛЕБЕДИ

16 апреля вспоминают Никиту-исповедника. В этот день, особенно почитаемый рыбаками, существовал обычай задаб­ривания водяного. Рыбаки должны были готовить угощение для дедушки-водяного. Считалось, что водяной всю зиму спокойно спит на дне реки, а к весне поднимается на поверх­ность и начинает мучить рыбу. Поэтому рыбаки в Страст­ную неделю специально готовили ему подарок — спускали в прорубь лошадь, предварительно перевязав ей ноги. Счита­лось плохой приметой, если лошадь долго не тонула (значит, водяной не желал принимать подарок). Если же водяного не угостить, он начинает душить рыбу в реке, мстя людям за неуважение к нему.

17  апреля — на день памяти мученика Феодула, по народ­ной примете, «теплый ветер подул!». До «Федула» хозяйки не решаются открывать законопаченные на зиму окна: «Раньше Федула окна настежь — весеннему теплу дорогу застишь!»

18   апреля — в день памяти преподобного Евтихия и му­ченика Иеремии— тихая погода предвещает хороший уро­жай яровых: «На Евтихия день тихий— к урожаю ранних яровых». А «на Акулину (20 апреля) дождь — хороша будет калина».

18     апреля— на Родионов день, по народной примете, встречается солнце красное с ясным месяцем. Если светел Родионов день — добрая встреча, если пасмурен и тума­нен— плохая, неудачная. В первом случае это предвещает хорошее лето, во втором — дождливое, сырое, пасмурное.

Через сутки после Родионова дня наступает 23 апреля — память мученика Терентия. В этот день следят за. восходом солнца, по которому определяют, уродится ли в этом году хлеб (если солнце взойдет красное и в туманной дымке — год будет хлебородным). За «Терентиями» идут «Антипы», на которые ожидается вскрытие рек и разлив полой воды (по­этому этот день называется «Антипами-водополами»). «Ан- тип без воды — закрома без зерна»,— говорили об этом дне.

«Антип воду льет на поймы, Василий земле пару подда­ет»,— говорили о следующем апрельском дне — 26 апреля — посвященном памяти святого Василия-исповедника. «На Ва- силья земля запарится, аки старуха в бане». По примете охотников, в этот день вылезает медведь из берлоги.

В Мартынов день (27 апреля) лисицы переселяются из старых нор в новые. Кроме того, Мартынов день называют «вороньим праздником». В этот день, по поверьям, старый ворон отпускает своих годовалых воронят на новое гнездо — в самостоятельную жизнь.

К ворону в народе отношение было особое. Ворон — птица вещая, и не только вещая, но и зловещая. Живет ворон до трехсот лет и считается олицетворением недоброй кол­довской силы. Не случайно существовало поверье, что ведь­мы любят обращаться в ворон. «Старый ворон мимо не каркнет»,— говорят о нем в народе. Замечается, что на церкви ворон каркает к покойнику, на избе — к покойнику во дворе. Сродни ворону и обыкновенная ворона, но, как о ней говорят, «это птица не того полета». «Ворон каркает к не­счастью, ворона — к ненастью!» — говорят на Руси. Знахари предсказывают по вороньему крику не только погоду, но даже человеческую судьбу.

День памяти святого .апостола Пуда— 28 апреля — раньше приходился на середину месяца и, по пословице, «рассекал его пополам». В этот день особенные заботы у пчеловодов: принято было выставлять ульи из зимних помещений на воздух.

За святым Пудом 29 апреля справляют именины все Ирины: празднуется день святой Ирины. В Московской и Ярославской областях существовал обычай высевать в этот день в специальные ящики капустную рассаду. В Сибири на апрельский Иринин день ожидают полного вскрытия Иртыша.

30  апреля — день святых Зосимы и Савватия, а 31 апреля чествуется память святого Ивана Нового. В этот день у ого­родников принято засевать морковь и свеклу, что делают с соблюдением специальных обычаев. Рано утром семена смачиваются в родниковой воде, причем в родник советуют опустить медные деньги. По другому поверью, нужно смачи­вать семена в обыкновенной речной воде на трех утренних зорьках. Но в обоих случаях никто посторонний не должен видеть, что делают сеятели. «Чужой глаз— что лихой во­рон — завистлив, а зависть — что ржавчина — весь урожай съест»,— предостерегала народная мудрость.

Канун тяжелого месяца — мая — считался на Руси днем последних весенних свадеб. «В май жениться— весь век маяться!» — говорили в народе. В старину считалось за тяжкую обиду свататься в мае, еще хуже — справлять в этом месяце заранее сговоренную свадьбу. Апрель же воспринимался в народном сознании как месяц радостный: «Всю землю в цветы апрель одевает, всех людей к радости призы­вает, листвою деревья венчает».

Итак, весна в полном разгаре, наступает последний ве­сенний месяц — май.

Именины в апреле

1 — Дарья

2  — Александра, Клавдия, Светлана

3 — Кирилл

4  — Василий

5 — Лидия

8     — Алла, Лариса 12 — Иван 14 — Мария

16— Никита

19 — Георгий (Юрий), Даниил

19 — Вадим

20 — Александр, Максим 25 — Василий

27 — Иван

28 — Анастасия

29 — Ирина, Галина, Леонид


Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 



Дорогие друзья - книголюбы . приветствуем вас на страницах нашей электронной библиотеки. жизнь не стоит на месте, но нам, любителям книг, так не хватеат старых, добрых дитературных героев, их таинственных приключений, отважных подвигов, страстных порывов .... для всех вас- думающих и увлекающихся, мы и создавали наш сайт. позвольте вас пригласить в мир восхитительного чтения- именно вас, наш дорогой и верный любитель и почитатель умной и нестареющей книги.... По вопросам размещения рекламы, предложениям и другим вопросам обращайтесь в круглосуточную техподдержку. Наш e-mail: kolya58@gmail.com;