РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ГАДАНИЯ / май

            

Вернутся назад     Вернуться на главную

Май-RUSSIAN FOLK Divination

Пятый месяц года раньше именовался «травень» и «цве­тень» и считался одним из самых тяжелых месяцев в году. Не случайно считалось, что в мае нельзя устраивать свадьбы, иначе придется маяться не один месяц в году, а всю жизнь: «Женишься в мае— спокаешься, всю жизнь промаешься». Этот месяц был трудным и для тех, кто работал в поле и на огороде: нужно было не покладая рук заниматься посадками. Поэтому на каждый майский день существовали особые приметы и обычаи.

ВЕСЕЛЫЙ ЛЕЛЬ ТЕШИТ ДЕВУШЕК ИГРОЙ НА СВИРЕЛИ

В последний день апреля отмечали: если небо ясное, день солнечный, значит, последний весенний месяц и даже все лето будет хорошим. Но даже если еще в апреле на деревьях появились первые зеленые листочки, в мае обязательно ждут холодов и заморозков.

Первый день третьего весеннего месяца — 1 мая — от­мечается как праздник. Однако эта традиция началась не с празднования Международного дня солидарности трудя­щихся, а гораздо раньше: в петровские времена. В Москве на Немецкой слободе в этот день устанавливали для торговли «немецкие столы» и разбивали «немецкие станы». Позже горожане переняли эту традицию: 1 мая стал «народно­городским» праздником для мещан, посадских, купцов.

1    мая— день преподобных Трифона и Никифора, а на следующий день — 3 мая, — по старинному обычаю, приня­то было «окликать родителей». На утренней заре все женщи­ны собирались и шли на кладбище, на могилы своих роди­телей и родственников, и начинали причитать— звать их. И во времена язычества, и в христианской традиции роди­тели всегда почитались особо, поэтому после их смерти, по народному причету, «пустел высок терем, глох широк двор; не цвели в широком поле цветы лазоревы, не красно росли дубы в дубровушках». Плакальщицы призывали своих умер­ших родителей: «Встаньте-пробудитесь, поглядите на своих детушек, выгляньте на нас, сирот, из своих домков, да поте­шьте словом ласковым!»

На следующий день после окликания родителей, в день святого мученика Прокула, существовал обычай проклинать нечистую силу, которая пыталась вернуть холода на землю.

Тепло было необходимо огородникам: ведь 5 мая, в день святого апостола Луки, советовали высаживать на грядки лук. «Лук от семи недуг!» — говорили о нем и добавляли: «Лук— татарин: как снег сошел, так он и тут!» В этой пословице, скорее всего, отражена народная память о весен­них набегах крымских и ногайских татар, которые появ­лялись со стороны степи вместе с первой травой. От этих набегов охраняли русскую землю запорожские казачьи кон­ные караулы, ставившиеся по всем рубежам России.

Следующий день посвящен памяти великомученика Гео­ргия Победоносца— Егорий (Юрий) весенний (в отличие от ноябрьского Юрьева дня) празднуется 6 мая. На Егория существовало множество обычаев. Например, у молодежи в этот день принято было выбирать самого красивого пар­ня— «Зеленого Егора»— и обвешивать его зелеными вен­ками, а на голову класть большой пирог, украшенный цве­тами. После чего, совершив обход по деревне и полям, молодые люди разводили костер, усаживались вокруг него и с песнями начинали делить пирог. Та из девушек, которой досталось в пироге больше начинки, осенью должна выйти замуж.       '

В Прикарпатье в этот день пекут пироги в форме бараш­ков. В Литве у входов в церкви продают маленькие фигурки лошадей, коров и овец из воска или специального теста.

ВОСХИТИТЕЛЬНАЯ РУССКАЯ КРАСАВИЦА ВМЕСТЕ С ПУШИСТЫМ КОТОМ  И РАДУЖНЫМ ПАВЛИНОМ

После Саввина дня — 7 мая — отмечают день памяти святого евангелиста Марка (8 мая), с которым связан обы­чай ловить чижей.

11  мая (память Святых апостолов Иасона и Сосипатра), по обычаю, начинали собирать березовый сок. Он сладок и быстро начинает бродить, поэтому его называют «хмель­ным»: «Пьяную березовицу навеселяют хмелем!» Деревен­ские знахарки собирают березовый сок не для лакомства, а для лечения. Особенно помогает березовый сок людям, страдающим лихорадкой. Но перед этим, по примете, необ­ходимо было выкупать больного в дождевой воде или еще лучше — натереть мартовским позимним снегом.

 

Солнечный день 11 мая служит лучшей приметой того, что лихорадка отпустит больного. В этот день принято было выходить на дорогу и ждать теплого ветра с полудня. Этот ветер в представлении знахарок тоже является целебным. Как только начинал дуть южный ветер, знахарки выставляли ему навстречу ладанки и особыми нашептываниями загоня­ли ветер в них, чтобы после, положив ладанку на больного, излечить его.

12 мая — день девяти мучеников — тоже считался днем лечения. Над больным читали специальный заговор, в кото­ром соединились языческие верования и христианский цер­ковный канон:

«Девять святых мучеников, Феогнид, Руф, Антипатр, Феостих, Артем, Маги, Феодот, Фавмасий и Филимон, ис­целите Раба Божия (имярек) от девяти недуг, от девяти напастей: чтобы его не ломало, не томило, не жгло, не знобило, не трясло, не вязало, не слепило, с ног не валило и в сыру-землю не сводило. Слово мое крепко — крепче железа! Ржа есть железо, а мое слово и ржа не ест. Заперто мое слово на семь замков, замки запечатаны, ключи в окиян- море брошены, Кит-рыбой проглочены. Аминь».

Если сказать этот заговор «умеючи», он принесет облег­чение больному.

День 13 мая отмечен в русской традиции особыми при­метами. Если вечером этого дня небо будет звездным и под­нимется теплый ветер — то, по подмосковной примете, лето будет богато грозами и теплом, а урожай будет обильным. В Рязанской области было принято наблюдать в этот день восход солнца: если небо на востоке окажется чистым и бе­зоблачным— лето будет хорошим, если же солнце встанет в облаках — все лето будут идти дожди. В Тульской области существует поверье, что нельзя в этот день выезжать в до­рогу, не умывшись водой, натаенной с мартовского снега. Весной с первыми оттепелями, по преданию, начинают бро­дить по земле всякие болезни, и единственное средство от них— мартовский снег: «Боятся болезни его, как соль — воды, воск — огня».

13   мая— в день святого пророка Иеремии— высевали овес, приговаривая при этом: «Овес сея, проси Еремея».

Сеяли только в теплую погоду и перед этим проверяли почву: клали обе руки на землю, чтобы определить, до­статочно ли она прогрелась.

14    мая называли «соловьиным днем»: считалось, что в этот день запевают соловьи. В середине мая птицеловы специально отправлялись в лес ставить тенета на птиц. Если соловьи запевали вовремя, в «свой» день— лето ожидали солнечным и сухим. «По соловьям и погода»,— говорили в народе.

Следующие несколько майских дней специально отводи­лись под работы в поле, на огороде. 18 мая — в день Арины- рассадницы— и накануне, 17 мая, высаживали капустную рассаду, соблюдая при этом древний обычай оберега буду­щего урожая: выносили на огородные грядки надтреснутый горшок и клали внутрь выдернутый поблизости кустик кра­пивы (с корнем). Делалось это для того, чтобы уберечь рассаду от завистников, от дурного глаза. Высаживая капус­ту, приговаривали: «Рассадушка-рассада, не будь голенаста, а будь пузата, не будь пустая, а будь тугая, не будь красна, а будь вкусна, не будь стара, а будь молода, не будь мала, а будь велика».

СВЕТ МОЙ, ЗЕРКАЛЬЦЕ, СКАХИ. ДА ВСЮ ПРАВДУ ДОЛОЖИ

19   мая — на Дениса-горошника — высевали горох, а на следующий день — 20 мая, на Арсения-пшеничника, — в степ­ных областях засевали пшеницу. В этот день принято было печь пшеничные пироги и кормить ими всех знакомых и даже незнакомых, прохожих, помня старинную присказку: «Про­хожий— человек Божий».

Никола вешний (весенний) — отмечался 22 мая. Отмечав­шие этот праздник вспоминали и второй Николин день — Николу зимнего (19 декабря), связывая их в пословице: «Два Николы: теплый да холодный, сытый да голодный». На Николу вешнего в деревне впервые выгоняли коней в ночное.

С каждым следующим днем — 23 мая (Симона Зилота), 18    мая (Мокея), 25 (Епифана) связаны свои приметы. Но особенно выделяется 26 мая — Лукеръи-комарнщы. Считает­ся, что в этот день с теплым ветром прилетают комары. На следующий, Сидоров день (27 мая) холодный ветер уходит на север до зимы, и вместе с ним уходит и последний, самый тяжелый весенний месяц— наступает лето.

Именины в мае

1 — Виктор

5  — Виталий

6  — Георгий, Юрий, Анатолий, Александра

7      — Алексей, Валентин, Елизавета

12 — Артем

14— Тамара

16 — Никита, Кирилл

17  — Ирина 28 — Дмитрий

  31   — Клавдия, Кристина


Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 



Дорогие друзья - книголюбы . приветствуем вас на страницах нашей электронной библиотеки. жизнь не стоит на месте, но нам, любителям книг, так не хватеат старых, добрых дитературных героев, их таинственных приключений, отважных подвигов, страстных порывов .... для всех вас- думающих и увлекающихся, мы и создавали наш сайт. позвольте вас пригласить в мир восхитительного чтения- именно вас, наш дорогой и верный любитель и почитатель умной и нестареющей книги.... По вопросам размещения рекламы, предложениям и другим вопросам обращайтесь в круглосуточную техподдержку. Наш e-mail: kolya58@gmail.com;