РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ГАДАНИЯ / июнь

            

Вернутся назад     Вернуться на главную

Июнь-RUSSIAN FOLK Divination

Июнь когда-то был четвертым месяцем года; после того как Новый год стал праздноваться в сентябре— десятым; а с 1700 года и по сей день он— шестой по счету. В России первый летний месяц именуется «розанцветом», поляки на­зывают его— «червец», чехи и словаки— «червень», хор­ваты — «иванчак» и «клисень». Это — месяц молодой, зеле­ной травы и первых урожаев: в конце мая— начале июня появляются на рынках первые овощи и зелень нового сезона, а хозяйки готовят суп из молодой крапивы. И с этим меся­цем в народе связано множество примет и обычаев.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СКАЗКЕ

1     июня — в день Филиппа и Фалалея — по народной примете, нужно было высевать огурцы. Делалось это тайно: от любопытных нужно было скрывать и огуречную гряду, и первый выросший на ней огурец. Этот огурец срывают и закапывают где-нибудь на огороде, чтобы урожай огурцов был хорошим.

На Ферапонта — 7 июня — наблюдали за рябиной: хо­рошим признаком для будущего урожая считалось, если рябина цветет пышно и дружно. Опытные рыболовы стара­лись не пропустить следующий день— 8 июня: «на Карпа» хорошо ловится тезка этого святого — рыба карп.

8   июня также был отмечен особой приметой: в этот день нельзя было подметать пол в доме— считалось, будто та­ким образом «выносится сор из избы», что приведет к ссо­рам в семье.

Если на следующие сутки— 10 июня (Святого Евти­хия ) — день был погожий и тихий, это предвещало хороший урожай. Но особенно опасным считался следующий за   11    июня (святой Феодосии)— Исакиев день (12 июня). По народной примете, в этот день змеи выползали из своих зимних нор. Если в этот день змея укусит человека, вылечить его будет очень трудно, поэтому по лесу и лугу советовали ходить очень осторожно. В этот день высаживали бобы, вымоченные предварительно в воде, натаянной из мартов­ского снега.

На Устина (14 июня) и Митрофана (17 июня) советуют следить за погодой и примечать, откуда ветер дует. Если ветер с северо-запада — погода ухудшится («к дождю-ненас­тью»), ветер с востока— к поветрию, то есть к болезням. Существовал даже обычай заклинать ветер, который в это время особенно влиял на рост хлебов.

16    июня— на Дорофея— старались соблюдать те же приметы, тем более что на следующий день— 19 июня — впервые начинали полоть траву: «Придет Ларион— траву с поля вон!»— говорили в народе. 20 июня— на святого Федота — ненастная погода предвещала плохой урожай ржи.

17  июня — день святого Федора Стратилата — по народ­ным поверьям, считался днем гроз. Но этот день был знаменит и еще одним обычаем. Считалось, что 21 июня можно начинать рыть колодцы. Накануне на то место, где наутро собирались копать, опытные колодезники ставили «наговоренную» особым образом сковороду и оставляли ее до утра. Если утром сково­рода запотевала— значит, место хорошее, вода будет. Если росы на сковороде мало — мало будет и воды в колодце, и тем более не будет воды, если сковорода сухая.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СКАЗКЕ

После Кириллова дня— 22 июня— наступает день «зна­мений»— Тимофей (23 июня). Знамение— это неожиданное явление, не предусмотренное в календарном цикле. И тем не менее каждое знамение имело свое толкование. В каком- то смысле наши предки стремились подготовить себя даже к случайности, к внезапным переменам. По преданию, в этот день по земле ходят призраки и смущают людей. Если кому- нибудь привидятся мыши на поле— это к неурожаю, если стая волков— к гибели домашнего скота, стаи ворон пред­вещают повальные болезни и смерть людей. Если приложить ухо к земле, то, по примете, можно услышать, как стонет земля, — это к пожару. Следующий день — Варфоломея и Вар­вары — напротив, считался спокойным и безопасным.

Следующие несколько дней отмечены приметами, соблю­дать которые необходимо было тем, кто трудится в поле и на огороде. 25 июня— на Петра-капустника— высажи­вали последнюю капустную рассаду. 26 июня— день Акулины-гречишницы, считалось, что сеять гречиху нужно, в за­висимости от погоды, за неделю до Акулины или на неделе после этого дня. После 28 июня— дня святого пророка Амоса— Тихонов день (29 июня), когда начинают затихать певчие птицы. Только соловей продолжает петь до самого Петрова дня.

Но особенно звонко, по народной примете, соловьи поют на Вознесение. Этот праздник наступает спустя 40 дней после Пасхи. Ночь на Вознесение так и называют в народе — «соло­вьиной». Считается, что в это время нельзя ловить соловьев, иначе весь год до следующего Вознесения удачи и счастья не будет. На Вознесение цветы пахнут как-то особенно сильно, а утренняя обильная роса считается целебной. В этот день нужно выпекать лесенки из ржаной муки и ходить в гости, приносить испеченные лесенки в подарок хозяевам.

А через неделю— на «седьмицкую» (седьмую неделю после Пасхи)— праздновали Троицын день, который назы­вался в народе Зелеными Святками. Троицына неделя назы­валась также «русальной», «зеленой», что связано с много­численными языческими обрядами, праздновавшимися в эти дни. Девушки на Троицу «завивали»— связывали ветви — березу и проходили под ней с песнями и поцелуями. Этот обычай назывался «кумиться» — то есть целоваться под березовыми ветвями. Этот праздник считался девичьим: при­нято было собирать деньги и вместе покупать еду и сладости.

В Троицын день девушки плели венки и бросали в воду, пытаясь определить свою судьбу,— не случайно этот день зовется Зелеными Святками. Чей венок поплывет быстрее всех, та девушка первой выйдет замуж. Плохой приметой считалось, если венок остановится, зацепившись за водные растения, или вовсе утонет. А молодые люди подтверждали приметы и ловили венки понравившихся им девушек. Чтобы вернуть венок себе, нужно было поцеловать юношу. Девуш­ки хранили венки до самой свадьбы, а женщинам полагалось немедленно после праздника расплести свой венок. До сих пор существует обычай на Троицу украшать дом ветками берез и цветами.

КАВАЛЕР ДАРИТ ДЕВИЦЕ РАЙСКУЮ ПТИЧКУ.

Считалось, что духи рек и озер — русалки — в этот день выходят из воды. По народному поверью, русалки— это души младенцев, родившихся мертвыми или умершими не­крещеными. Они с Зеленых Святок до Петрова дня живут в лесу, ауканьем и смехом заманивают к себе людей и могут защекотать до смерти. На «русальной» неделе не купаются, опасаясь, что русалка затянет на глубину или в омут. Убе­речь от русалок может только полынь или трава «заря».Но есть в народном календаре день, когда ни русалки, ни лешие, ни водяные не могут навредить человеку. Вся нечистая сила, по народному поверью, боится Духова дня, который празднуется в понедельник, следующий за праздником Трои­цы. Считается, что с этого дня окончательно устанавливается теплая погода и утренних заморозков уже не будет. Цветы и березовые ветви, которыми украшали свой дом праздную­щие Троицу, теперь собирают и высушивают. По поверью, они обладают целебными свойствами, и старушки знахарки перетирали их в порошок и хранили за иконами. Если кто-" нибудь из домашних заболевал, его окуривали травяным порошком, тем самым изгоняя злого духа, а некоторые знахарки советовали подсыпать щепотку порошка в корм домашним животным, чтобы уберечь их от болезней.

Не случайно цветы и травы, собранные и засушенные в Духов день, считались обладающими особенными свойст­вами: в этот праздник, по народному поверью, светлые силы одерживали верх над злыми духами, оказавшимися в преде­лах досягаемости. Поэтому те спешили спрятаться, чтобы не быть уничтоженными небесным огнем.

На Духов день, выходя из церкви, нужно было раздать нищим всю мелочь, оказавшуюся в кармане. Считалось, что таким образом человек охранит себя от болезней. По народному поверью, перед восходом солнца на Ду­хов день земля могла поведать многие древние секреты, поэтому люди ходили на поиски кладов. Если человек имел честные намерения, не был злым и алчным, земля открывала ему свои тайны: он мог отыскать клад, припав ухом к земле и услышав «зов» спрятанных сокровищ. В этот день принято было «завивать березки»: плести венки и гадать на будущее замужество, пуская венки по течению реки.

Во многих селах на Вознесение, Троицу и Духов день устраивались хороводы, участие в которых принимали все девушки и женщины. Хоровод считался обрядовым танцем и устраивался по определенным правилам. Водили хороводы всегда по ходу солнца. Обычно юноши и мужчины в круг не допускались (кроме специальных игр, когда участие моло­дых людей было предусмотрено правилами). Девушки и жен­щины, водившие хоровод, пели и хороводные песни.

Принято было также собираться и петь свадебные песни: кончился тяжелый май, наступил июнь, который называли месяцем смотрин и свадебных сговоров. На Вознесение сго­варивались о свадьбах, которые назначались обычно на осен­ний мясоед.

Языческие праздники начала лета, которые существовали не только на Руси, но и в Греции, и у племен древних герман­цев, устраивались специально для того, чтобы парни и девушки могли присмотреться друг к другу и выбрать себе пару.

Неделя Всех Святых (Всесвятская), праздновавшаяся после Троицы, совпадала с языческими праздниками Костро­мы и Ярилы. Древнеславянский бог Ярило был подобен греческому Эроту, но ему были присущи еще и черты древне­греческого бога виноделия Вакха и лесного божества Пана, а также Ареса (и Фрейра в древнегерманской мифологии). Обычно он представлялся в виде молодца «красоты неописан­ной» в венке на русых кудрях, который обладал невероятной, чудодейственной мощью и страстностью. Его взгляд застав­лял человека захмелеть без вина и почувствовать прилив силы.

На Ярилу цветы расцветали особенно пышно, рожь колосилась обильно (не случайно Ярилу изображают с ржа­ными колосьями в руках). Он считался богом плодородия, жизненной силы. Со среды до пятницы на Всесвятской неде­ле, по древним языческим традициям, устраивались игрища, которые длились весь день и всю ночь. Люди плясали и весе­лились, юноши и девушки стегали друг друга крапивой, играли «в горелки». Игра эта, по-видимому, связывалась с древней традицией «умыкания» невест и состояла в том, чтобы поймать понравившуюся девушку и встать с ней в па­ру, пока другие не опередили.

На Ярилиной неделе особенно удаются все любовные заговоры и «присухи». Приведем несколько заговоров, кото­рыми, впрочем, советуем не злоупотреблять.

Заговоры на любовь

«Заклинаю, чтобы (имя мужчины) соединился с (имя женщины) так же, как соединены Огонь, Воздух и Вода с Землею, и чтобы помыслы (имя мужчины) направлялись к (имя женщины), как лучи Солнца направляют Свет мира и его добродетелей, и чтобы он (имя мужчины) создал ее (имя женщины) в своем воображении и взгляде так, как небо создано со звездами и дерево со своими плодами. И да витает высокий дух (имя женщины) над духом (имя мужчины), как  вода над землею. И делайте так, чтобы упомянутый (имя мужчины) не имел бы желания есть, пить и радоваться без (имя женщины)»

  МИЛОВИДНАЯ ДЕВУШКА В РУССКОМ НАРЯДЕ

Заговор на любовь девушки

«Лягу я, раб Божий (имя), помолюсь, и встану, перекрес­тясь, и пойду я из дверей в двери, из ворот в ворота, в чисто поле, под чистые звезды, под лунь Господень (луну). И лежат три дороги, и не пойду ни направо, ни налево; пойду по средней дороге, и та дорога лежит через темный лес. В темном лесу стоит дерево тоски; тоскует и горюет тоска, печалится, и поселяю я ту тоску в рабу Божию (имя); взойди в ея белое тело и в ретиво сердце, и в русые косы, в кровь горячую, в руду кипучую, чтобы она по рабе Божием (имя) тосковала, и все бы она обо мне думала; в питье бы она не запивала, в ястве бы она не заедала, во сне бы она не засыпала, и завсегда бы она меня, раба Божия (имя) на уме держала. Как солнцу и меся­цу помехи нет, так бы и моему заговору помехи не было. Аминь, аминь, аминь».

Заговор на любовь парня

Девушка должна слегка прикусить язык со словами:

«Сама себя кусаю, раба (имя) к себе приделываю. Чтоб раб (имя) скучал, от тоски отдыха не знал ни днем светлым, ни ночью темной. Все чтоб обо мне мыслил. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Заговор на наведение тоски

Во время танца с любимым нужно смотреть ему в глаза и про себя три раза повторить:

«Адам и Ева согрешили, детей народили, потому что друг друга любили. Так и ты меня будешь любить. Аминь».

Можно также выглянуть в форточку и прошептать девять раз:

«Раб (имя), иди ко крыльцу, к моему дворцу, к моим сеням, к моему порогу, по моим следкам. Я тебя никому не отдам. Слово, замок, язык. Аминь». '

В последнем заговоре упоминается другое колдовство, которое тоже удается на Ярилу. Считается, что в эти дни можно «вынуть след» у человека, который вас обидел иле оскорбил.

Зачастую праздники отмечали на кладбищах или просто ходили на могилы, навещали умерших родных. Некоторые в эти дни угощали не только покойников, которым оставля­ли на могилах еду, но и домовых: уходя, накрывали стол для «дедушки домового». Хорошей приметой считалось вернуть­ся домой и обнаружить, что все съедено и выпито. А в неко­торых областях люди сами наряжались в «нечистую силу»: накануне Петрова поста девушки ходили ночью по улице в рубашках, с распущенными волосами, изображая русалок.

Но все же главным праздником июня считался день Ивана Купалы, отмечавшийся после Троицы и Семика. По древней языческой традиции, он приходился на самые длин­ные дни летнего солнцестояния. После календарной рефор­мы этот праздник выпадает на 6—7 июля.

День Ивана Купалы подобен многим языческим празд­никам других народов: торжества, посвященные богу огня, были известны в Индии, Персии, в Древнем Риме (праздник Весты и Цереры), в Древней Греции (элевсинские мистерии), у древних германцев, датчан, финнов.

Иванов день всегда был связан с многочисленными суе­вериями, обрядами и обычаями. Одним из самых древних обычаев был сбор лекарственных и волшебных трав в Ку­пальскую ночь. Дни летнего солнцестояния связывались в на­родной традиции со временем цветущей зрелости трав и рас­тений. Но тех, кто собирал травы, издавна считали колдуна­ми и выслеживали. Если в доме находили пучки неизвестной травы, могли учинить жестокую расправу: колдунов пытали, били, заставляя отказываться от «нечистых» дел.

По народным поверьям, в это время в лесу можно было найти не только траву-купаленку, или медвежьи ушки, но наткнуться и на волшебный цветок папоротника, который распускается только в Иванову ночь и указывает место, где зарыт клад.

Праздник Ивана Купалы издавна был связан с разгулом нечистой силы. Последние дни на земле проводили русалки: по народным поверьям, они весной выходили из воды, ожи­вали, бродили по лесу, смущая путников ауканьем и свистом, или висли на деревьях. После Купальской ночи русалки должны были вновь вернуться в воды рек, которые считались самым коротким путем в царство мертвых— подземный мир. Чтобы оградить себя от нечистой силы и от болезней, в Купальскую ночь люди разжигали высокие костры. Традиция разжигания костров связана и с языческим культом бога огня — Перуна, который идентичен Зевсу древ­них греков и Юпитеру древних римлян. Вокруг костров водили хороводы, но самой известной традицией было пры­гать через костры. По народным верованиям, это спасало людей от всех болезней (в том числе от бесплодия). Кроме того, существовал обычай прыгать через костер парами, взявшись за руки. Таким образом проверялись отношения между парнем и девушкой.

ДЕВИЦА В БОГАТОМ УБОРЕ И РОСКОШНОМ ПЛАТКЕ, ПРИМЕРЯЮЩАЯ СЕРЬГИ. ЯНТАРНЫЕ БУСЫ

Матери приносили и сжигали на купальских кострах рубашки своих больных детей: считалось, что так дети долж­ны скорее выздороветь. Для того чтобы всегда оставаться красивыми и здоровыми, девушки перед зажиганием костров шли в баню и парились свежими березовыми вениками с ду­шистыми травами, а утром умывались купальской росой.

В Болгарии существует обычай в дни летнего солнцесто­яния отмечать похожий праздник «красной бабочки» (Пипе- руды). По обычаю, девушки в эти дни наряжаются в листья и болотные травы и выходят в поле ловить бабочек и мо­тыльков, веселясь и распевая песни.

На Ивана Купалу читали заговор на приобретение успеха. В этот день нужно было выйти в поле, выбрать самый высокий колос, сорвать его и сказать: «Как этот колос выше других, так и я, раб Божий (имя), буду выше других». Затем колос зашивается в одежду и носится при себе.

Сейчас праздник Ивана Купалы празднуют редко и без прежнего размаха, но народные приметы, связанные с пого­дой, до сих пор продолжают повторять. Если на Ивана Купалу выпадала обильная роса — это предвещало хороший урожай огурцов. А ясное звездное небо на Иванов день — к грибному лету.

Праздники длились до самого Петрова дня, который наступал в следующем месяце — июле, называвшемся ма­кушкой лета.

Именины в июне

1 — Сергей

— Константин, Елена

5 — Михаил

 

9     — Никита

13 — Павел

20  — Валерия

 

21  — Федор

22 — Кирилл

26 — Антонина

28 — Г ригорий


Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 



Дорогие друзья - книголюбы . приветствуем вас на страницах нашей электронной библиотеки. жизнь не стоит на месте, но нам, любителям книг, так не хватеат старых, добрых дитературных героев, их таинственных приключений, отважных подвигов, страстных порывов .... для всех вас- думающих и увлекающихся, мы и создавали наш сайт. позвольте вас пригласить в мир восхитительного чтения- именно вас, наш дорогой и верный любитель и почитатель умной и нестареющей книги.... По вопросам размещения рекламы, предложениям и другим вопросам обращайтесь в круглосуточную техподдержку. Наш e-mail: kolya58@gmail.com;