РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ГАДАНИЯ / октябрь -пора свадеб

            

Вернутся назад     Вернуться на главную

Октябрь - RUSSIAN FOLK Divination

СВАТОВСТВО. УВАСТОВАР, У НАС КУПЕЦ

Октябрь — десятый месяц по счету (бывший в свое время соответственно восьмым и вторым) — назывался не­поэтично: «грязником». Однако этот же месяц именовался и «листопадом», и «позимником» (потому что уже чувство­валось дыхание зимы), и «свадебником» (октябрь считался месяцем свадеб).

Выбор спутника жизни для каждого человека всегда имеет особое значение. Не случайно древняя народная муд­рость гласила: «Чтобы узнать все о человеке, нужно спро­сить, когда он родился, когда женился и когда умер». До­бавим, еще и как женился и как умер. Поэтому мы считаем уместным рассказать об обряде свадьбы особенно подробно.

РОДИТЕЛИ ТОЛКУЮТ СО СВАТАМИ. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ОБЫЧАЙ

Семейные отношения на Руси с древних времен до насто­ящего времени существенно изменились. Однако основой их по-прежнему остаются отношения между мужем и женой, которые после свадьбы отделяются от родителей и начинают жить «своим домом». Если сравнивать русскую семью с се­мейными укладами других народов, то в глаза сразу бросят­ся явные различия. Так, например, китайская семья, как и русская,— парная моногамная, но главой новой семьи является вовсе не молодой муж, а представители старшего поколения — обычно отец мужа, который фактически руко­водит отношениями в новой семье. То же распределение ролей было, к примеру, и в семье казаков, где отец семейст­ва, имевший уже взрослых женатых сыновей, считался «гла­вой куреня» и имел полное право наказать провинившегося сына как мальчишку, несмотря на то что тот был сильнее отца и, возможно, уже имел своих детей.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ К СКАЗКЕ

Критерием отношений в семье издавна была верность. В этом смысле характерна индийская семья. Несмотря на то что она строилась при ограниченной свободе выбора из-за строгого кастового разделения общества, отношения в семье были основаны на духовно-нравственном единении и неру­шимой верности жены своему супругу. Развод в индийской семье был абсолютно исключен; более того, жизнь женщины заканчивалась со смертью ее мужа, поэтому нередки были случаи самосожжения вдов, хотя этот обычай и представля­ется диким европейскому человеку.

В христианской семье развод возможен, однако все же затруднен и осуждается церковью. Если человек был женат (или замужем) уже три раза, ему будет отказано в венчании. Венчание в церкви возможно, если и жених и невеста — христиане или христианином является хотя бы один из них. Венчанный брак считается пожизненным и расторгается крайне редко и при особых условиях.

ТОМИТЕЛЬНОЕ ОЖИДАНИЕ. РУССКАЯ НЕВЕСТА ЖДЕТ ЖЕНИХА У ОКНА

Это коренным образом отличается, например, от условий мусульманского брака. Развод в мусульманском браке не только свободен, но даже не обставлен излишними условностями. Для этого достаточно произнести три раза «Талах», тем самым разрывая брачные отношения. Однако сойтись вновь бывшим супругам довольно сложно. Нужно, чтобы они еще раз обзавелись супругами и развелись; только после этого возможен повторный союз. Мотивом развода может быть все что угодно, но обычно это — обвинение в неверности одного из супругов. Однако если ребенок похож на отца, все обвинения в неверности жены отклоняются.

Брак в мусульманском мире изначально имеет несколь­ко иные цели. Перед вступлением в брак обязательно огова­ривают материальные условия, и жена обычно имеет прида­ное в виде движимого имущества, а муж обеспечивает буду­щую семью недвижимым имуществом. При этом обязательно наличие первоначального капитала, что позво­ляет мусульманской семье быстро богатеть.Мусульманская и иудейская семьи — полигамные. Од­нако это означает не столько обязательную полигамию, сколько ее возможность. Кроме того, полигамия вовсе не подразумевает непременных интимных отношений: так, в иудейской семье, ориентированной на сохранение семейных связей и поддерживание тесных отношений между семьями родственников, существует, например, традиция принимать в дом жену и детей умершего брата. Это служит также условию обязательной помощи родственникам.Иные отношения устанавливаются в христианской се­мье, где материальные условия с самого начала не имеют определяющего значения (по крайней мере, таковы условия церковного христианского брака). Наличие первоначального капитала здесь вовсе не является обязательным условием.

ПРОСВАТАННАЯ НЕВЕСТА

Не случайно брак в мусульманстве является, по сути, юри­дическим действом, а в христианстве— это таинство пре­существления духа и плоти, когда жена и муж становятся «плоть едина».

Именно этого таинства с замиранием сердца ожидает каждая «заневестившаяся» девица, об этом гадает она в кре­щенские вечера и на Святки, потому и пытается распознать будущего суженого во время игр и плясок на Иванов день. «Всякая невеста своему жениху невестится»,— говорили на Руси, вспоминая тем самым судьбу, которую «не обойдешь, не объедешь».

На Руси издавна существовала традиция устраивать сва­дебные сговоры и справлять свадьбы с праздника Покрова (14 октября) до Кузьминок (14 ноября). Вымаливая себе «вторую половину», девушки и парни в эти дни вспоминали все известные любовные заговоры. Считалось, что на По­кров они имеют особую силу.

Мы приводили уже любовные заговоры «на присуху», а этот заговор произносили «на свадьбу», окончательно уве­рившись, что избранник (избранница) должен стать мужем (женой) произносящего эти слова:

ДЕВИЧНИК ПО СТАРИННЫМ РУССКИМ ПРАВИЛАМ

«Встану я, раб Божий, благословясь, пойду, перекрес­тясь, во чисто поле, стану на запад хребтом, на восток лицом, позрю-посмотрю на ясное небо: со ясна неба летит огненная стрела, той стреле помолюсь-покорюсъ, спрошу ее: — Куда полетела, огненная стрела? — Во темные леса, в зыбучие болота, в сырое коренье! — Ох ты, огненная стрела! Воротись, полетай, куда я тебя пошлю. Есть на святой Руси красна девица (имя). Полетай ей в ретивое сердце, в черную печень, в горячую кровь, в становую жилу, во сахарны, уста, в ясные очи, в черные брови, чтобы она тосковала-горевала весь день — при солнце, на утренней заре, при младом месяце, на ветре-холоде, на прибылых днях и на убылых днях отныне и до века!»

Тот же заговор произносит и девушка, выбравшая себе жениха.

Не случаен образ «огненной стрелы», возникающий в за­говоре. Считалось, что обряд свадьбы непосредственно свя­зан с поклонением огню как животворящему началу и Солн­цу как образу небесного огня, пробуждающего землю. В по­следний день девичества невеста плакала у пылающего оча­га. Входя в дом мужа, невеста направлялась прежде всего к очагу, специально разжигаемому в этот день.

ЯЗЫЧЕСКИЙ БРАЧНЫЙ ОБРЯД

С днем свадьбы связаны и многие другие обряды и пове­рья. Хотя этот праздник и считался радостным и торжественным, невеста с момента появления свахи в доме до само­го венчания в церкви, по обычаю, должна была не переставая плакать и сокрушаться о своей судьбе, выказывая тем самым почтение к родителям и благодарность за годы жизни, прове­денные под отчим кровом.

Об    обряде сватовства мы уже рассказывали выше. Именно в день сватовства назначается день следующей встречи, когда жених должен явиться за ответом. Оконча­тельный сговор и назначение дня свадьбы отмечали засто­льем в доме невесты. По старинной традиции, невесту «про­пивали»: сватовья и родители невесты пили за договор о бу­дущей свадьбе, в залог нерушимости которого жених перед уходом брал у невесты платок и кольцо.

Со дня сговора родители освобождают невесту от вся­кой работы по дому. Подруги помогают ей готовиться к свадьбе, шьют приданое и белье.

ВОЛНЕНИЕ НЕВЕСТЫ. СЧАСТЛИВЫЕ ОЖИДАНИЯ

За несколько дней до назначенного срока свадьбы в дом невесты являются родители жениха со сватами. Их принима­ют отец и мать невесты. Окончательный сговор называют рукобитьем. В этот день принято ставить на стол специально испеченный пирог, который сват или сваха разламывают надвое. Правая половина — жениха, левая — невесты, и по их величине судят, кто будет главой в доме. Переломленный пирог хранится у жениха и невесты до дня свадьбы. После венчания, обменявшись половинами пирога, новобрачные его съедают. Обычно после рукобитья жениху разрешается посещать дом невесты; исключением является только по­следний день или вечер перед свадьбой, в который назначает­ся девичник.

На девичник собираются все подруги и родственницы невесты, приходит и сваха с подарками от жениха. В послед­ний вечер девичества невесту развлекают подруги, поют песни, сопровождают ее, когда она отправляется по род­ственникам. Родственники, по обычаю, должны одарить не­весту деньгами, кто сколько при себе имеет. Иногда невеста отправляется и на кладбище, чтобы проститься с умершими родственниками.

СБОРЫ НА ДЕВИЧНИК.ДЕВУШКА В СТАРИННОМ САРАФАНЕ ПРМЕРЯЕТ СЕРЬГИ

И вот наступает торжественный день венчания. Рано утром к невесте приходят подруги, чтобы помочь ей об­рядиться к венцу. Одновременно в доме готовятся к приему гостей: от венца молодые с гостями и родственниками едут в дом невесты и там пируют. По обычаю, ночевать молодые отправляются в дом к жениху, и там же на следующий день принимают гостей родственники жениха.

Обряжая невесту, подруги должны были соблюдать множество условностей. Считалось, что в день свадьбы не­веста и жених особенно уязвимы, поэтому, чтобы уберечь их от дурного глаза, в одежду втыкали булавки и иглы без головок, клали в карман ножницы. Платье невесты должно было быть обязательно новым и самым лучшим. Жениха, едущего к невесте, тоже обряжали в лучший костюм, в кар­ман ему клали ножик, оберегая от завистливых глаз, а в са­поги насыпали денег, чтобы в доме был достаток.

По обычаю, жениха встречает отец невесты, и он же ведет его в дом. По пути жениху и его дружке (называемому в наши дни свидетелем на свадьбе) приходится преодолеть множество преград, которые чинят соседи и друзья молодых, а более всех— подружка невесты (свидетельница). Обычай предусматривает уплату выкупа за невесту, причем дружка и подружка должны отчаянно торговаться, изображая насто­ящую продажу. Выкупается каждая ступенька в доме невес­ты, место рядом с ней за столом и даже одна из туфель невесты, которую ухитряется унести кто-либо из гостей «на счастье».

После выкупа невесты молодые отправляются в цер­ковь, причем во все время просватания и по пути в церковь невеста закрывает от посторонних лицо платком (фатой). Платок или фату откидывают только после того, как в церк­ви наденут венцы на молодых. Во время венчания следят: кто из молодых первым станет на расшитое полотно под венцом, тот и будет главой семьи. Во все время венчания молодые не должны смотреть друг другу в глаза, чтобы не сглазить свое счастье, чтобы не было измены в семейной жизни. По давней примете, первой сгорает венчальная свеча того, кто умрет первым. Плохой приметой считалось, если ветер задует вен­чальные свечи или если уронят венцы, которые держат над головами венчающихся. И все же люди стараются найти утешительные объяснения даже плохим приметам: ведь свадьба — веселый праздник.

ГОСТИ ЖЕЛАЮТ МОЛОДЫМ СЧАСТЛИВОЙ ЖИЗНИ

Заканчивается обряд венчания, и молодые под дождем зерна или хмеля, бросаемого им вслед, и пожелания долгой и счастливой жизни отправляются в дом невесты, где уже ждут ее отец и мать, готовые к приему гостей. Если свадьбу справляют в доме жениха, второй день обычно не отмечает­ся — свадьба заканчивается в тот же вечер, когда молодые отправляются ночевать.

Отец и мать невесты встречают молодых хлебом-солью, ведут к столу и усаживают на шубу, вывернутую шерстью вверх. Считается, что это приносит богатство и достаток в дом. Во время всего пира новобрачные не должны пить и есть, а дружка и подружка жениха и невесты следят за тем, чтобы молодые сидели, тесно прижавшись друг к другу («так, что кошка между ними не пробежит»). Гости пируют до позднего вечера, бьют посуду на счастье, славят молодых. Традиционный возглас «Горько!» связан с обычаем подно­сить каждому из гостей стопку водки, выпив которую он должен подтвердить, что это была действительно водка, крикнув: «Горько!» Когда все съедено и выпито, все тосты произнесены и молодым уже пожелали любви, семейного благополучия и достатка в доме, сваха отводит их в спаль­ню, по пути наставляя и приговаривая: «На первую ночку — паренька и дочку». Молодые укладываются спать в холод­ной горнице, чтобы дети их выросли здоровыми, а сами они всегда грели друг друга своим теплом. По обычаю, молодая жена должна перескочить через мужа (тогда роды будут легкими) и улечься к стене.

На следующее утро будить молодых разрешается толь­ко свахе. Второй день обычно отмечают у жениха, но моло­дым опять не разрешается во время всего пира есть и пить. Конечно, они не голодают во все время свадьбы. Их кормят отдельно перед пиром, а за общим столом им разрешается только омочить губы в вине или пиве.

Издавна существовала традиция приглашать к свадеб­ному столу всех знакомых и даже незнакомых, чтобы они вместе с молодыми и их родными отпраздновали торжест­венный день основания новой семьи.

Если породнившиеся семьи достаточно богаты или свадьба удалась на славу, есть обычай устраивать и третий день. Обычно этот день считается семейным праздником, и молодую жену впервые просят что-нибудь сделать по хозяйству. Обычно она печет блины для гостей и родных. По обычаю, молодые должны угостить и соседей. Вечером на третий день в доме молодых собираются девушки и парни и устраивают собственное торжество, продолжают свадьбу.

Но и на третий день свадьба еще не бывает закончена. Только после отводин, которые устраивают примерно через неделю после свадьбы, новая семья считается «родившейся». На отводины отец молодой жены приглашает к себе зятя и дочь, а также всех родных зятя, и устраивает семейный пир. Только после этого свадьба считается сыгранной.

 БОГАТЫЙ СВАДЕБНЫЙ ПИР

Свадьбы играют весь месяц с середины октября до середины ноября — тем и знаменит октябрь. Но не в каждой семье женятся или выходят замуж, поэтому для всех прочих, живущих обычной будничной жизнью, каждый день октября имел и другой смысл, определявший жизнь людей.

октября — Иринин день. С этого дня начинают улетать в теплые края журавли, поэтому его еще называют «Ари­на — журавлиный лет». Если примета оправдывается, то на Покров надо ожидать первых морозов, а если журавли не улетают, то морозов не будет до Артемьева дня (2 ноября).

2   октября — Трофимов день, который приносил счастье девушкам, желавшим выйти замуж. По народной примете, если в этот день пристально посмотреть в глаза избраннику, он обязательно откликнется на немой призыв.

По Астафьеву дню (3 октября) в народе предсказывали погоду. Северный ветер приносил холода, южный— тепло, западный — дождь, восточный — ясную и сухую погоду.

октября — день пророка Ионы и Петра-мытаря. В этот день нельзя было есть рыбу — видимо, в память о пребыва­нии Ионы в чреве кита.

Если на Сергия (8 октября) выпадет снег, то зима придет на Михайлов день (21 ноября). Считается, что первый снег выпадает за сорок дней до начала настоящей зимы.

С праздником Покрова Пресвятой Богородицы (14 ок­тября) связывают конец осени и начало зимы. Кроме того, как мы уже упоминали, с этого дня начинают играть осенние свадьбы. Если в этот день на землю ляжет снег, по народной примете, это предвещало много свадеб и снежную зиму. Девушки в этот день приговаривали: «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня женишком». Если во время венчания на Покров шел снег, это считалось очень хорошей приметой, предвещавшей счастье молодым. В некоторых районах в этот день девушки ткали полотно («покров»), стараясь закончить работу к концу дня. Тканые покровы несли к иконе Покрова Пресвятой Богоматери и приговари­вали: «Матушка Богородица! Покрой меня поскорее, пошли женишка поумнее!»

На Покров улетают в теплые края последние косяки журавлей. Если перелетные птицы улетели раньше— зима будет холодной. Готовясь к зиме, на Покров день люди утепляли свое жилье и, по обычаю, сжигали старую одежду и летние соломенные тюфяки, чтобы уберечь себя от сглаза. Детей в этот день принято было обливать на пороге водой через решето, чтобы закалить и предотвратить зимние прос­туды.

16     и 19 октября — два Дениса. В эти дни советуют беречься от сглаза. 17 октября — Ерофеев день, тоже связан­ный с поверьями о нечистой силе. В этот день леший — лесной хозяин — проваливался сквозь землю, уходил зимо­вать, перед этим вырвав многие деревья и кусты с корнем. Весь день он хозяйничал в лесу, зазывал людей, аукал и свис­тел, но знающие люди в этот день не советовали и близко подходить к лесу.

С Трифона и Пелагеи (21 октября) наступали настоящие холода, и люди готовили к зиме шубы и теплую одежду.

Вечером на Евлампия (23 октября) принято было на­блюдать, куда месяц глядит. Если рога месяца направлены в полуночную сторону — скоро придет зима, если на пол­день — снег ляжет поздно.

25 октября наблюдают за звез­дами, угадывая по ним и погоду, и будущий урожай.

27  октября — день Параскевы,; если же он приходится на пятницу, называется Параскевой-Пятницей. Если в этот день дороги еще грязны, зима придет только спустя месяц. Пара- скева-Пятница считалась покровительницей рожениц. По на­родной примете, беременной женщине нельзя было расчесы­вать волосы в пятницу, опасаясь прогневать святую и ли­шиться ее помощи во время родов.

Последние свадьбы доигрывали и в ноябре, но вместе с октябрем уходило последнее осеннее тепло и чувствовалось приближение зимы.

Именины в октябре

 1 — Ирина

— Олег

— Андрей

5      — Владислав

9      — Вячеслав

11 — Михаил, Григорий

17 — Владимир

19  — Сергей

24 — Зинаида

20  — Никита

28 — Иван

30 — Андрей


Write a comment

  • Required fields are marked with *.

If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 



Дорогие друзья - книголюбы . приветствуем вас на страницах нашей электронной библиотеки. жизнь не стоит на месте, но нам, любителям книг, так не хватеат старых, добрых дитературных героев, их таинственных приключений, отважных подвигов, страстных порывов .... для всех вас- думающих и увлекающихся, мы и создавали наш сайт. позвольте вас пригласить в мир восхитительного чтения- именно вас, наш дорогой и верный любитель и почитатель умной и нестареющей книги.... По вопросам размещения рекламы, предложениям и другим вопросам обращайтесь в круглосуточную техподдержку. Наш e-mail: kolya58@gmail.com;